2020 год подходит к логическому завершению. Это первый год за многие десятилетия, который люди будут провожать с искренним желанием в сердце никогда больше не испытать похожего на него. Он во многом признан самым трудным со времён Второй Мировой Войны и Великой Депрессии. Не могло падение по всем экономическим фронтам не отразиться и на потреблении кофе. В этой статье мы сделаем анализ того, как КОВИД повлиял на кофейное потребление в 2020 году и чего ожидать от следующего года.

Потребление кофе… выросло?

На рынках Америк, Британии и Европы виден всплеск домашнего потребления кофе. Так:

  • Количество кофе, пьющегося дома, стало больше до 20% по сравнению с 2019;
  • Люди стали на 5%-15% чаще покупать машины для домашней обжарки и/или заваривания кофе, как и сам кофе в зёрнах и растворимый;
  • На 30% возросла цифра заказа кофе с собой или по Интернету с доставкой на дом;
  • На 15%-18% сократилось приобретение кофе вне дома (вне заведений);
  • До 75% упало потребление кофе непосредственно в заведениях.

В США рынок домашнего потребления вырос на 4,9% за 10 месяцев 2020, что больше на 1% чем в течение целых 4 лет с 2015 по 2019 (там демонстрировался совокупный рост всего на 3,9%).

39% американцев и 49% канадцев сказали, что они готовы платить больше за домашний кофе более высокого качества, а продажи кофейного оборудования для дома в этих странах выросли на 12%. Популярные розничные сети, такие как Starbucks, Caribou, Peet’s теперь привлекают на 20% меньше американцев и канадцев, чем годом ранее. 

В Британии общий рынок кофе на вынос из кафе и ресторанов сократился минимум на 50% от уровня 2019, и восстановление до 100% ожидается не ранее чем до конца 2021.

Аналитики рынка говорят, что люди стали больше времени уделять экспериментам с кофе дома с целью создать свои личные вкусы, в некоторой степени переоборудуя свои кухни или оборудуя отдельные свободные пространства именно под кофе. Об этом рассказали около 42% опрошенных респондентов поколения Z – но не только потому, что они ценят кофе, а и из-за возросшей безработицы как раз среди активного поколения плюс из-за массового переключения на домашнюю работу. В результате по завершению данной рецессии, из домов выйдет целое новое поколение людей с новыми кофейными привычками и любовью к высокому качеству, заметная часть которых уже никогда не вернётся к кофейному потреблению вне дома.

В Великобритании потребление кофе вне дома в 2019 составляло около 25% кофейного рынка. Закрытие 50% точек состоянием на ноябрь 2020 должно привести к 12,5% линейному падению потребления вне дома, но реальная цифра на конец года будет около 15%-19% из-за возросшей боязни людей к передаче вируса посредством кофейных чашек и прочей не одноразовой посуды. 

Несмотря на увеличенное потребление кофе из дома, тенденция ярко заметна только для экономически развитых стран, а глобальное падение потребления на конец года будет не менее 0,9%, примерно до 167,59 млн. мешков. По данным за 10 месяцев 2020, размер глобальных контрактов на поставки кофе упал на 4,9%. За 12 месяцев с октября 2019 по октябрь 2020 экспорт арабики упал на 6,3%, экспорт робусты – на 0,8%, несмотря на незначительный рост в сентябре и октябре 2020. 

Цены на кофе во всём мире в октябре 2020 упали на 3,6%-8,9% сравнительно с октябрём 2019, а глобальное производство кофе за 12 мес. (октябрь 2019/2020) упало на 2,5%, до 168,84 млн. мешков. Как видно, избыток кофе в мировых поставках будет более 1,2 млн. мешков (что должно ещё немного уронить цены в начале 2021). 

Производство сортов арабики в мире снизилось на 5,0% (95,99 млн. мешков), а производство робусты выросло на 1,9% (72,85 млн. мешков).