Спешелти кофе: история > читай статьи на сайте Gemini.ua
Новости
Вернуться

Спешелти кофе: история

Что такое «Третья волна», как связаны кофе и феминизм, и что вам надо успеть за 60 предстоящих лет? Читайте в этом обзоре!

Что будет в 2080 году?

Если вы родились в 1990-х и позже, у вас есть отличные шансы дожить до 2080 года – если, конечно же, вам захочется не просто отметить своё 90-летие, но и увидеть, как с лица нашей планеты исчезает последнее кофейное дерево. Именно в 2080 году, по мнению учёных, из-за глобального потепления исчезнет вся растительность, дающая человечеству кофе. Поэтому вам остаётся только радоваться, что мы живём в эпоху максимального расцвета культуры потребления кофе, с его тысячами разновидностей и вариантов напитков на любой вкус. И через какие-то 60 лет его не станет! А ведь всего 60 лет назад образовалась так называемая «Первая Волна».

«Волны» потребления кофе

В 1960-х годах потребление кофе вошло в жизнь многих людей. Кофе стал напитком, который перестал быть уделом только королевских вельмож и очень богатых людей. Каждый смог себе позволить пить кофе по утрам, и в каждом доме среднего и ниже среднего достатка можно было найти кофе.

Правда, в этот период его ассортимент был весьма скуп. Наши соотечественники, выросшие при Союзе, прекрасно помнят растворимый кофе из коричневой жестяной банки, который кардинально отличался от растворимого кофе сейчас – видом гранул, вкусом, запахом, крепостью… Да всем. Это было первое знакомство с напитком как таковым, появление хоть какой-то вменяемой альтернативы повсеместному чаю. И сейчас то время принято называть «первой волной».

«Вторая волна» наступает в период 1980х-2010х, когда кофе стал куда более распространённым как напиток. Появляются все те разновидности, которые можно найти сегодня в любом уважающем себя кафе, да и вообще в любой забегаловке: латте, капуччино, ванилачино, мокачино, раф, шоколачино, ристретто, мокко, макиато, романо… и иже с ними. Каждый современный человек пьёт кофе где угодно: дома, на работе, на улице. В этот период происходит открытие миллионов уличных точек торговли кофе, расцвет Старбакс (более 30 000 точек по всему миру), глобализация кофейного потребления, напитки на любой вкус, его фьюжны с какао, алгоколем, мороженым и чаем… Появление гибридных сортов, удовлетворяющих любые потребности и пристрастия. Всё это относится ко «второй волне», которую можно кратко охарактеризовать тремя словами: популяризация, обезличивание, экспериментирование.

«Третья волна» идёт сейчас и началась она в пересечении со второй волной – в период 1999-2003 годов, когда несколько журналистов провели исследование рынка премиум-сегмента кофе, определив его как «спешелти кофе» (“specialty coffee”). До этого времени лишь отдельные люди задавались вопросом уникализации кофе как напитка, выделение его эксклюзивных сортов, имеющих высочайшие вкусовые характеристики (хотя сам термин появился в 1974 году). Сегодня спешелти кофе является мэйнстримом в отдельных странах. Например, в Новой Зеландии, где он стал более популярным, чем обычный кофе (во многом благодаря более высокому уровню жизни населения). В развивающихся странах, традиционно более бедных, чем страны Запада, что являются сегодня локомотивом продвижения спешелти кофе, потребление этих сортов является прерогативой тех, кто может позволить себе заплатить от 200 до 4000 грн. за всего одну чашку этого напитка. То есть, спешелти кофе в большинстве стран мира является сродни чёрной икре, 25-летнему коньяку, или шампанскому Кристалл. Общая доля спешелти кофе на рынке развитых стран достигла в 2020 году 20% от всего кофейного потребления, за счёт чего постепенно снижается цена каждой чашки (в Нью-Йорке 1 чашка этого напитка сегодня стоит 300-400 грн., уже не 1000-1500, как в 2015 году).

Кофе и феминизм

Так как определением «спешелти кофе» начали заниматься в основном исследователи и журналисты-женщины, им никто не помешал разработать классификацию популяризации кофе в виде трёх волн – так же точно, как была классифицирована популяризация феминизма (его первая волна была в США до 1960. Вторая прошла в период 1960-1970; третья – между 1990 и 2010, а с 2020 года началась 4-ая волна).

А что же дальше?

Будет ли 4-ая волна кофе? Сложно сказать, особенно учитывая сказанное в начале статьи: самого кофе не станет через 60 лет. Поэтому, очевидным ответом на вопрос, что делать в ближайшие 60 лет, является: пейте больше кофе! Ведь ваши правнуки уже не будут знать его вкус…

  • Центральный офис

  • Телефоны контакт-центра

    +380 (44) 239-55-88
    +380 (66) 239-55-88
    +380 (63) 239-55-88
    +380 (68) 239-55-88

  • Почта для связи

    [email protected]

  • Время работы контакт-центра

    Пн - Пт: 09:00 - 18:00, Сб.Вс. — Выходной

Обратная связь



-